Живой памятник Графу. Рукотворное чудо

Великая сила подвижничества
Каменные бабы скифских времён сторожат памятник основоположнику степного лесоразведения фон Граффу и охраняют тенистую аллею, ведущую к Музею леса. В кронах деревьев скачут белки и дремлют, покачиваясь на ветвях, совы. Здание музея построено ещё самим Виктором Егоровичем Граффом в 1853 году как обсерватория. Теперь же выставочные экспозиции, размещённые в этих стенах, рассказывают об обитателях и создателях леса. ...Много лет назад сын итальянки и немца выпускник Петербургского лесного и межевого института фон Графф получил от Министерства государственных имуществ задание подобрать на юге России место для разведения леса. Он выбрал для этого верховья речушки Кашлагач и стал заниматься лесоразведением. Сам боронил, сеял, летом боролся с саранчой, зимой оберегал саженцы от зайцев. Энтузиаст со временем приобрёл учеников и основал в 1850 году лесную школу. Вот как впоследствии вспоминал Графф те времена: "Без малого 12 лет мы кочевали, как цыгане. Не раз приходилось нам с семейством оставаться без чаю и сахару, без свечей, порядочного хлеба, без сапог и башмаков. Все бедствия часто усиливались безденежьем..."
Но лес, взлелеянный неимоверными стараниями, стал подниматься — мужали дубки, тянулись к облакам сосны. Окрылённый успехом, учёный продолжал опыты, чтобы выяснить, какие породы деревьев лучше всего приживаются. Он заложил питомник, создал посадки из 30 древесных и 40 кустарниковых пород. А, кроме того, собрал гербарий, открыл неизвестные ранее растения, спас от уничтожения каменных баб — молчаливых свидетелей прошлого. Но всё это обошлось ему очень дорого.
От невзгод и лишений умерла жена, а сам Виктор Егорович тяжело заболел.
Позже авторитетного учёного и практика пригласили в Москву возглавить кафедру лесоводства Петровской земледельческой и лесной академии (ныне знаменитая Тимирязевка).
Но подорванное здоровье дало знать о себе очень скоро: спустя год после приезда в Москву Виктор Егорович умер.
Но за 48 лет жизни, 23 из которых были отданы Великоанадольскому лесу, успел сделать многое. Графф доказал возможность облесения возвышенной открытой степи, нашёл подходящие породы деревьев и залесил в общей сложности 157 гектаров степи.
Последователи славной идеи
Труды Граффа продолжили его ученики — видные учёные Л.Г. Барк, Х.С. Полянский, Г.Н. Высоцкий. Они высаживали лес, занимались наукой, обучали ребят в лесной школе. Позже она стала лесным колледжем. За годы своей деятельности Великоанадольский колледж подготовил около 9 тысяч специалистов. Семьдесят процентов его выпускников трудятся в сфере лесного хозяйства Донецкой области. А начинался их путь в профессию с Великоанадольского леса. Здесь произрастает более 200 пород различных деревьев, нетипичных для климатической зоны Донбасса: бархат амурский и софора японская из Восточной Азии, хурма виргинская и ясень пенсильванский из Северной Америки, катальпа бегониевидная и рябина скандинавская из Северной и Центральной Европы.
Вот что рассказал выпускник Великоанадольского лесного колледжа, начальник Донецкого управления лесного и охотничьего хозяйства Виктор Стороженко:
— Всё лесное хозяйство области имеет экологическую направленность, поэтому лесоиспользование здесь ограничено, а основная роль отведена защите и восстановлению лесов, которые занимают лишь 7 процентов территории области. Поэтому в последние годы мы стремимся не только к сохранению, но и к расширению лесных массивов, укрепляем материальную базу, укрупняем питомники. В этой работе нам серьёзно помогает постоянная комиссия Донецкого облсовета по вопросам экологии, земли и природных ресурсов.
Дело Граффа в Донецком крае продолжает жить. А к памятнику великому лесоводу, созданному на добровольные пожертвования Петербургского лесного общества и установленному ещё в 1910 году, идут и идут люди. Но самый большой памятник себе Графф создал сам. Это его лес, которым гордятся и который так любят жители донецкого края.
Ирина ПОПОВА, г. Донецк.
"Рабочая газета", 4 апреля 2009 года, №62(14441).
Поделиться в соц. сетях