Информационная база Движения
создателей родовых поместий


Информационная база Движения создателей родовых поместий


Мы в соц. сетях:





Хорошие газеты
Газета Быть добру Международная газета
"Быть добру"


Родная газета Международная газета
"Родная газета"
Подписаться на рассылки
Подпишись на рассылку "Быть добру"
Рассылка для тех, кто совершенствует среду обитания: как сделать, чтобы всем было хорошо. А на Земле быть добру!

Рассылка группы Google "Быть добру" Электронная почта (введите ваш e-mail):

Рассылка Subscribe.Ru "Быть добру"
Подписаться письмом

Подпишись на рассылку "Движение создателей родовых поместий"
Рассылка для тех, кому интересен образ жизни на земле в гармонии с природой в своём родовом поместье. Родовое поместье – малая родина.

Рассылка группы Google "Движение создателей родовых поместий" Электронная почта (введите ваш e-mail):


















Двое в Давыдово

 
Я жил как все. Много работал и иногда даже получал неплохое вознаграждение за свою работу. Были годы, когда я работал без выходных и отпусков. И что же?! Деньги уходили как вода из ручья, непонятно куда и зачем. Я стал задумываться над происходящим. То, что мог дать мне город, не соответствовало моим внутренним потребностям. Всё здесь виделось мне надуманным и неестественным. За внешним многообразием и городской напыщенностью ощущалась реальная и ничем не подкреплённая пустота. Всё, что предлагал город, не делало меня более счастливым человеком и доставляло лишь сиюминутную радость. И главное – я не ощущал себя в городе истинно свободным человеком. В городе создано бесконечное количество всевозможных завлекалочек, которые отвлекают человека от работы над самим собой. Я размышлял так: можно сколько угодно наблюдать за достижениями других и радоваться их успехам, но что от этого изменится в моей личной жизни?! Пожалуй, ничего. Что же делать? Городская жизнь казалась мне малоперспективной. Тогда я стал всерьёз подумывать о жизни на земле.
Я знаком с деревенской жизнью не понаслышке. Истинная сельская жизнь с присущими ей обычаями, традициями и накопленным многими поколениями опытом всё больше уходит в прошлое. Взамен приходит городской жизненный уклад с присущими ему проблемами. Город и деревня слились в некий единый конгломерат. Молодёжь в поисках сомнительных благ устремилась в город. На селе остались одни старики, живущие традиционным сельским хозяйством и неохотно воспринимающие всякого рода новшества. Особенно характерно это для центральной России. К этому времени я успел ознакомиться с азами пермакультуры и природного экологического земледелия. Мне страстно хотелось опробовать полученные знания на практике. Вопрос, где? Даже там, где на селе сегодня присутствуют очаги природного земледелия, эти знания и опыт сегодня мало востребованы подавляющей частью населения. Удивительно! Пермакультура предоставляет массу возможностей. Например, необходимость полива и прополки сельскохозяйственных культур сводится к минимуму. Это высвобождает для селянина уйму свободного времени и заметно облегчает его труд. И что же?! А ничего. Селянин по-прежнему предпочитает гнуть свою спину, тем самым превращая свой труд в рабство. Я понял, что традиционная деревня не для меня, и я буду чувствовать себя там белой вороной.
На счастье мне в руки попалась серия книг «Звенящие кедры России» Владимира Мегре об Анастасии. Автор выдвинул на повестку дня идею о создании всеми желающими собственных родовых поместий. Реализация этой идеи даёт человеку реальную свободу творчества и решает разом практически все проблемы современного общества. В прошлом году мы с моим другом Вячеславом приступили к активному поиску земли, где бы мы могли осуществить все свои задумки. Мы нашли то, что искали в Пронском районе Рязанской области на месте бывшей деревни Давыдово. Здесь нам предложили по 1 га земли на человека в аренду сроком на 50 лет. Нас это вполне устроило. 50 лет – большой срок, а дальше – видно будет. Главное – есть возможность уже сейчас реализовать в жизни свои знания, умения и навыки. И не беда, что это пока не родовое поместье, а всего лишь арендованный кусочек земли. Мудрецы говорят: «Живите по принципу «здесь и сейчас».
Вячеслав взялся за дело немедленно. Прошлой осенью он выкопал себе землянку и прожил в ней некоторое время. Внутренняя часть землянки имела несколько уровней. Сверху располагался лежак. Снизу в стену была вмонтирована самодельная печь, рядом с которой был устроен стол. Снаружи землянка имела вид шалаша. Остов его составляли стволы валежника, накрепко связанные между собой верёвочными узлами. Надземная часть стен была выложена мешками с землёй. Крыша была покрыта двойным слоем целлофана, поверх которого был выложен сухой тростник. Шалаш успешно выстоял зиму и весну. Лишь небольшая его часть подверглась разрушению. Что было тому виной, буйство природы или деяние рук человеческих, остаётся для нас загадкой. Впервые побывав в землянке Вячеслава, я ощутил здесь ни с чем не сравнимые покой и уют.
Наш совместный выезд в Давыдово состоялся только в июне этого года. Москва всячески удерживала нас своими путами и вовсе не стремилась поскорее с нами расстаться. Бесконечным зацепам, казалось, не будет конца. И вот – свершилось! Мы с Вячеславом стоим на своей земле! Куда ни глянь, повсюду виднеется кочковатый луг, поросший дикими травами. С чего начать и чем закончить?! Все заранее наработанные планы вмиг отошли на задний план. Впоследствии они подверглись значительным коррективам. В нашей жизни нашлось место всему. Мы восторгались красотами природы и были на волосок от смерти, когда совсем рядом с нами ударила молния; мы призывали дождь и в тоже время сетовали, когда он превращался в ливень или град; мы изнывали от жары, обилия муравьёв, комаров и слепней и при этом любовались всевозможными цветами, жуками и бабочками; временами мы работали без отдыха, а порой просто разглядывали небосвод, высматривая там звёзды, облака и водопады дождя, проливающиеся с небес. Подробнее о нашей жизни в Давыдово вы можете узнать из моего дневника, выдержки из которого публикуются ниже.
 
06-11.06.2012 г.
Москва провожала нас проливным дождём. Вячеслав основательно подготовился к поездке. Часа полтора мы загружали «Газель» всевозможным строительным материалом и горшками с растениями, которые Вячеслав собирался высадить на своём участке. На этом фоне мои несколько сумок и рюкзак выглядели несуразно. Водитель почему-то повёз нас кружными путями. Когда мы отъехали километров сто от Москвы, из-за туч выглянуло солнце. Это обнадёживало. «Газель» оказалась старенькой, потрёпанной и маломощной. Нам пришлось выгружаться метров за четыреста до места назначения. Это означало, что нам предстояло всё оставшееся расстояние преодолеть с грузом за плечами. Такое начало обескураживало. На этом наши злоключения не закончились. Спустя полчаса после разгрузки небо над нами со всех сторон затянули тучи. Повсюду вокруг лил дождь, грохотал гром и сверкали молнии. Это выглядело со стороны очень красиво, но одновременно настораживало. Лишь небольшой клочок неба прямо над нами выделялся своей голубизной и здесь всё ещё светило яркое солнце. Мы едва успели перенести с низины на горку самые ценные вещи и прикрыть их тентом. Палатку мы устанавливали уже под дождём, который всё усиливался. В деле установки лагеря Вячеслав проявил себя настоящим профессионалом. По какому-то наитию он решил установить палатку не на ровной поверхности, а в яме. Возможно, именно это впоследствии спасло нам жизнь. К тому же под дно палатки Вячеслав решил подложить ДСП, что давало дополнительную изоляцию от земли и влаги. Дальше начался непрекращающийся ливень, прервавшийся ненадолго ближе к полночи. Дождь, перемежающийся градом, вовсю барабанил по стенам и крыше палатки. Дуги, держащие полотнище, гнулись под напором ветра. Скажу прямо – мне было не по себе. В полночь дождь вроде бы прекратился, и наступило некоторое затишье, но оно оказалось мнимым. Удивительно, но потоки воды так и не залили нашу палатку. Почва, покрытая травой, подобно губке, впитывала в себя поступающую влагу.
Заснуть в такой обстановке оказалось делом непростым, и мы с Вячеславом, лёжа в спальниках, обсуждали наши дела и сложившуюся ситуацию. А дальше всё произошло как в замедленной киносъёмке. Прямо над нами неожиданно возник яркий свет; с каждым мгновением он приближался и становился всё более пронизывающим и ослепляющим. Мы молча следили за его приближением, осознавая, что прямо на нас надвигается молния. Я просто отдался на волю своей судьбы и застыл в ожидании финала. «Будь, что будет!» - подумал я в этот миг. Мгновение спустя раздался сильнейший раскат грома. В ушах зазвенело, а земля под нами и рядом с нами сотряслась в конвульсиях. В самый последний момент молния разминулась с нами и ударила где-то в непосредственной близости. Даже Вячеслав, бывалый турист, много чего повидавший на своём веку, впечатлился этим событием. Сильнейший дождь продолжался с перерывами всю ночь. Давыдово встретило нас одновременно восторженно и настороженно…
Два последующих дня мы занимались перетаскиванием вещей в лагерь. За это время мы успели не только загореть, но и обгорели даже в тех местах нашего тела, которые ранее уже носили на себе следы весеннего загара. Это и не удивительно! Ведь наш лагерь располагался посреди совершенно открытого поля, и днём нам негде было укрыться от палящих солнечных лучей. Палатка защищала от дождя и ветра, но не спасала от жары. Река находилась от нас метрах в трёхстах. Несколько раз в день мы ходили туда купаться и за водой. Берега Прони густо заросли осокой и камышом, а сама водная гладь по обеим сторонам реки обильно покрыта зарослями жёлтой кубышки. Дно Прони в окрестностях Давыдово преимущественно илистое, и утыкано большим количеством ракушек, о которые легко поранить ногу, что и произошло с Вячеславом. Поэтому заходить в реку лучше в защитной обуви.
Вячеслав устроил земляную печь. Она включала в себя две ступени и несколько ниш. Нижняя ступень представляла собой рабочую камеру куда мы спускались, когда разводили костёр. Уровнем выше располагалась ступень, которую мы использовали в качестве сиденья во время приготовления пищи. В передней стене ямы была вырыта ниша под очаг. Сверху ниши были установлены металлические прутья, которые служили опорой для посуды. Ещё одна ниша служила для укладки запасных дров. Костёр мы разжигали при помощи газетной бумаги и картона. Пригодился и сухой камыш. При горении он выделяет много тепла, и его хорошо использовать, когда необходимо нагнать дополнительный жар от костра. К сожалению, он малопригоден для растопки, так как быстро прогорает.
В Давыдово мы столкнулись с интересным природным явлением. Ветер был настолько сильным, что вода в Проне стала мутной и повернула вспять. Волны с шумом катились в противоположном течению направлении. Постепенно мы обустроили лагерь. Каждый из нас теперь жил в своей собственной палатке. Мы занимались обустройством своих участков, но не забывали и об общих делах. У каждого из нас на этот год были поставлены свои цели и задачи. Вячеслав собирается остаться в Давыдово на зимовку. Для этого ему необходимо построить жильё и обеспечить себя пищей. Я намереваюсь заняться освоением техник ведения пермакультуры. Меня интересуют методы ведения сельского хозяйства, позволяющие выращивать урожай при минимальном участии человека в этом процессе. Другой моей целью является строительство погреба. Это решает две задачи одновременно. Предполагается, что помимо хранения выращенных овощей и фруктов, он также будет выполнять функцию укрытия на случай непогоды. Задумано – сделано. Я выбрал место под погреб . Примерно на 2/3 оно было покрыто зарослями высокой травы, оставшуюся часть занимала поросль луговой земляники. У меня появилась возможность сравнить глубину залегающего плодородного слоя для разных типов растительности. Я не стремлюсь к правильности форм, поэтому сделал разметку участка на глазок. В среднем он составил 4 метра в ширину и 6 метров в длину.
Многие люди ошибочно полагают, что жизнь на земле, её освоение требуют от человека больших физических и материальных затрат. Мне захотелось на своём личном опыте развеять это ложное утверждение. Я подошёл к делу вдумчиво и расчётливо. Итак, мне предстояла копка погреба. Невольно встал вопрос – куда девать снятый дёрн? Решено было использовать его для создания высокой грядки. Во всём должна присутствовать своя изюминка. Я подошёл к делу творчески и начал размышлять над образом будущей грядки. Угловатые и прямоугольные формы казались мне безжизненными, поэтому я остановился на грядке в виде сердца, что олицетворяет собой саму жизнь. По бокам грядку можно выложить камнем, его здесь предостаточно. Это придаст ей устойчивость, уменьшит потери воды от испарения и даст столь необходимое растениям дополнительное тепло. Ведь днём камни нагреваются, а в холодные ночи отдают накопленное тепло. Для защиты от ветра и дождя неплохо с внешней стороны грядки высадить кустарник. Со временем здесь наверняка поселятся птицы – вот и дополнительная защита от насекомых-вредителей. В центре сердечка можно посадить дерево, например, липу. Её крона со временем будет укрывать грядку от дождя вместо искусственной крыши. Идея мне понравилась, и я взялся за дело.
В перерывах между работой любуюсь местными красотами. Их тут хоть отбавляй. Сегодня наблюдал за небольшими птичками размером с воробья. Они нескончаемо токуют прямо над нашей головой. С трепещущими крылышками и трелями они постепенно возносятся ввысь, периодически как бы зависая в воздухе. И вот они превратились в едва заметную точку на небосводе. Здесь много перепелов, которые поют свою незамысловатую песенку круглые сутки. Часто можно слышать кукушку – в начале лета она выводит своё «ку-ку» по многу раз, обещая всем долгую жизнь. В сухую жаркую погоду под ногами то и дело тенями проскальзывают под ногами многочисленные ящерицы. Эти создания необычайно быстры, шустры и проворны; их проще услышать, чем разглядеть среди густой травы.
Для очистки питьевой воды мы используем фильтр «Нерокс». У берега вода обычно содержит в себе много взвесей, поэтому её лучше брать подальше от берега. Речная вода заливается в бак, сам фильтр придавливается грузом, чтобы он не всплывал. Тем самым обеспечивается максимальная поверхностная площадь фильтрации. Очищенная вода стекает в 20-литровую бутыль. Иногда мы разливаем её на хранение про запас в чистую тару. За день «Нерокс» способен очистить 20-25 литров воды. Её мы используем для приготовления пищи или пьём прямо сырой. Это совершенно безопасно при рабочем фильтре. Из-за наличия в речной воде взвеси всевозможных мелких частиц фильтр быстро забивается, и его приходится чистить максимум через день.
Здесь много крачек. Днём они не так заметны. Зато вечером они собираются в стаи и кружат над полем. Скорее всего, они здесь на кого-то охотятся. Вот только на кого? Наш лагерь стоит возле одинокой берёзки. На закате над ней кружат, грозно жужжа, десятки майских и июньских жуков. По-научному их называют хрущами. Лёт жуков продолжается вплоть до наступления глубоких сумерек. Они нисколько не боятся человека, носятся вокруг нас как угорелые и частенько врезаются в нас на лету. Покружив некоторое время в воздухе, хрущи устремляются к земле. В самый пик их активности, когда солнце уже исчезло за линией горизонта, в небе появляются комары. Их можно встретить в любое время дня, но сейчас их особенно много, и они наиболее активны. Комары не любят свет и ветер. Темнеет. С каждым мгновением комаров становится всё больше и больше. Тонкий писк одиночных насекомых превращается в несмолкаемый гул. Но вот наступает полночь, и комары исчезают как по мановению волшебной палочки. Самое время всмотреться в безоблачное ночное небо.
 
Продолжение в следующем номере.
 
Иван_Давыдов (02.10.2012), http://vpomestie.ru/publ/15-1-0-365


Поделиться в соц. сетях


--- Подпишись на рассылку "Быть добру"... --- --- Информационная политика портала... ---

--- Приобрести экотовары "Быть добру"... ---



escape(document.referrer)+((typeof(screen)=="undefined")?"": ";s"+screen.width+"*"+screen.height+"*"+(screen.colorDepth? screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+";u"+escape(document.URL)+ ";"+Math.random();//--> escape(document.referrer)+((typeof(screen)=="undefined")?"": ";s"+screen.width+"*"+screen.height+"*"+(screen.colorDepth? screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+";u"+escape(document.URL)+ ";"+Math.random();//-->